Business Insider подытожило первую неделю сентября замечательной статьей о кончине Microsoft Kinect — «самого перспективного», по мнению издания, продукта редмондской корпорации. И действительно, столько много действий было сделано для продвижения «контроллера без контроллера», что сомнений в его ведущей роли в инновационном будущем Microsoft просто не могло даже возникать. В далеком 2011-м мы прочилиKinect будущее в качестве универсального научного средства за пределами видеоигр и индустрии развлечений. Затем в 2012-м впервые появились сведения о возможном создании системы бесконтактного управления мобильными устройствами. Их закрепили утечки из лабораторий Редмонда и в 2013-м в отношении продукции Surface, и в 2014-м с намеком на смартфоны… В Сети регистрировались даже патентные изображения концептуального подхода к адаптации Kinect на портативные платформы: «Microsoft создает мобильную версию контроллера Kinect». А в итоге нам представили голографические очки HoloLens.
Что же теперь будет с Kinect?
Постепенно наступает время виртуальной реальности, шлемов и гарнитур Oculus Rift, Sony Morpheus, HTC Vive и Razer OSVR, манипуляторов для взаимодействия с приложениями в этой сфере и так далее. Какое место в этом мире займут системы распознавания и отслеживания жестов мы пытались предугадать еще в 2014-м и сделали это успешно: «Управление жестами: будущее и настоящее уникальной технологии» — в таких устройствах растет потребность. Но в существующем виде они требуют значительного усовершенствования. Почему? Давайте спросим у экспертов Business Insider.
1. Был ажиотаж и неминуемо прошел
Система Kinect изначально создавалась с одной маркетинговой целью — увеличить привлекательность игровой консоли Xbox 360 в глазах потенциальных покупателей. И слоган «Контроллер без контроллера» тут пришелся как нельзя кстати — ведь наконец-то мы сможем отказаться от проводов и геймпадов, клавиатур, мышек! Просто фантазируем, что сжимаем в руках не воздух, а теннисную ракетку, как в один момент система из инфракрасных датчиков в маленькой коробочке превращает нас в спортсмена-теннисиста на зеленом корте, где персонаж полностью повторяет наши физические движения, выполняемые нами рядом с телевизором. Это действительно очень просто — гораздо проще, чем все остальное.
Такой подход привел к мировому рекорду Гиннеса по самым быстро распродаваемым потребительским устройствам — Kinect купили 8 миллионов раз за два месяца после релиза. Цена в 150 долларов в комплекте с Xbox 360 или 299 долларов отдельно от консоли не остановили ажиотаж в 2010-м году. Только затем пользователи стали задаваться, что делать с активными спортивными играми в комнатах со свободным пространством в лучшем случае 2 на 3 метра, когда размашистым теннисным матчам мешала то люстра, то диван, то маленькая дочка, то ошалевший от чудного хозяина котяра. Смешных до слез видеороликов на тему «Kinect fail» вы сейчас найдете только на одном YouTube в количестве свыше 70 тысяч. 2. Малое количество игр и приложений
И на Xbox 360, и на персональных компьютерах позднее, и на новом Xbox One со вторым Kinect никто так и не увидел хотя бы одной серьезной масштабной игры с большим бюджетом, хорошей графикой и серьезным сценарием. Даже семейных развлекательных приложений вечно не хватало для заполнения библиотеки. Типичные «Фитнес-тренер» или всевозможные «Теннисы» владельцы Kinect перестали вовсе скачивать и покупать, досыта наевшись ими на первом этапе знакомства с контроллером. А такие мощные тайтлы, как футбольный симулятор FIFA 15, получили совершенно бесполезные функции с внедрением поддержки Kinect — среди них, например, красная карточка в игре за матные слова, сказанные игроком в своей комнате. Крупные издатели оказались совершенно не заинтересованы в нишевом аппаратном продукте, который повторяет судьбу инновации TrackIR (если вы понимаете о чем речь). Более того, они не понимают зачем тратить огромные инвестиции в Kinect, когда наиболее эффективный «выхлоп» сегодня имеется в мобильной отрасли — игры для iOS и Android приносят огромные доходы безо всяких «хитрых» манипуляторов.
3. Меньшая точность, чем просто нажать кнопку
У Kinect далекая от идеала система захвата движений и голоса. После ситуации, когда пользователю требуется выкрикивать во время показа фильма с повторением: «Пауза. Пауза… Пауза!», захочется взять в руки пульт дистанционного управления и, пустив слюну, лежа на удобной подушке досмотреть кино, уверенно нажав на кнопку «Play». Тоже самое и с инфракрасной системой «Motion Capture» — подпрыгнув в самый ответственный момент в игре из последних сил, игрок рискует потерять засчитанный прогресс из-за технического пропуска захвата. «В следующий раз лучше взяться за геймпад», — невольно мелькает в голове. Стоит ли говорить о ситуациях, когда шутливые падения, удары соседу в глаз и пинки своему коту могут аукнуться серьезными травмами, обидами и сильно пахнущими «кошачим испугом» ботинками в коридоре? А ведь за эти нервы еще и отданы деньги!
После Kinect 2 у Microsoft созрел план действий
Упомянутые недостатки остаются актуальными (хоть и в меньшей степени) и для Kinect 2, который был пущен в продажу в 2013-м году, достигнув отметки 76 миллионов проданных устройств (у Kinect 1 — 66 миллионов). Из новаций мы видим массу программных вкраплений (интернет-серфинг в Internet Explorer, поисковик Bing и так далее), аппаратные улучшения и больший уклон в сторону мультимедийного хаба для домашнего использования. Соответствующий рост цены как бы намекал нам на более серьезный продукт во втором поколении. На деле мы получили очередные бесполезные функции (вроде: «Эй, Kinect, сделай скриншот!») и спорные интеграции с интерфейсом.
В октябре 2014-го года команда Kinect была распущена. Консоль Xbox One сегодня продается без Kinect 2 в комплекте по цене 349 долларов США. Версия для компьютеров изъята из производства и продаж — для Xbox-версии контроллера выпускается отдельный адаптер. Подробнее об этом мы рассказывали здесь: «Microsoft Kinect 2 теперь общий для Windows и Xbox». Цена девайса в отдельности остается прежней — 150 долларов. Разумеется, сложившаяся ситуация играет против владельцев Kinect, которые больше никогда не получат новых игр и программ с поддержкой контроллера, поскольку в течение целого года не было анонсировано ни одного приложения с упоминанием Kinect.
Kinect умер, да здравствует HoloLens!
Единственная область, где изобретение Microsoft оказалось востребованным — это наука. Медики, исследователи, деятели высокотехнологичного искусства и различные энтузиасты нашли в Kinectпотенциал ключевого передатчика плавных движений человека в цифровую среду без специальных датчиков в том виде, как они есть в реальной жизни. Business Insider грустно констатирует, что миллионы контроллеров Kinect сегодня просто существуют без дела и очевидных перспектив просто из-за неспособности Microsoft привлечь талантливых разработчиков видеоигр и инженеров. В Редмонде просто отказались от «Контроллера без контроллера» в пользу HoloLens — уж для этого девайса Microsoft прямо сейчас на этапе разработки анонсировала массу приложений (и даже Minecraft), опасаясь повторить ошибки с предыдущим инновационным продуктом. Но по факту Kinect мертв и никогда не будет жить…