В дополнение к повышению безопасности на дороге самостоятельно управляемых автомобилей избавление от светофоров может помочь нам достичь ускорения ежедневных поездок. Вместо подчинения человечества красным, жёлтым и зелёным огням централизованная «нервная система» соединит в общую сеть все перекрестки с присутствием автономных автомобилей и сможет с лёгкостью направлять трафик, исключая при этом несчастные случаи, снижая выбросы вредных веществ в воздух и потребление энергии (будь то электромобиль или на топливе).
Футуристический сон, который ещё нескоро станет явью, скажете вы и будете правы. Но у Массачусетского университета уже разработана конкретная программа по уничтожению зависимости человечества от светофоров. И она следует исключительно фактической обстановке, связанной с интеграцией на дорогах общего пользования самоуправляемых автомобилей. В перспективе нескольких лет MIT планирует устранить все светофоры и тем самым сподвигнуть людей пересесть на автономные транспортные средства хотя бы в крупных городах и местах с интенсивным и опасным движением.
Карло Ратти (Carlo Ratti) из Senseable City Lab и Паоло Санти (Paolo Santi) из Ambient Lab Mobility вышли с совместной публикацией в PLoS One, где подробно объясняется весь архитектурный замысел данного проекта. Самый важный вывод, который можно сделать из неё — отсутствие светофоров на перекрёстках никак не скажется на вашем вождении. Да, вы больше не увидите зелёного, красного и жёлтого света в городах, но при этом будете пересекать сложные развязки куда безопаснее, чем сейчас. И вот как это работает.«С точки зрения технологии вам не потребуется покупать новый автомобиль или ждать 20 лет, пока везде повсеместно начнут действовать водители-роботы, — рассказывает Паоло Санти. — Автономное вождение совершенно необязательно. Всё на самом деле проще». И далее ведётся объяснение технологии, суть чего сводится к тому, что «нервная система» без светофоров основывается на датчиках внутри автомобиля, коммутации и оборудовании на пересечениях. В совокупности всё это должно определять направление автомобиля, его намерения повернуть или двигаться прямо, а также иметь возможность ограничивать скорость движения. В итоге транспортные средства группируются в массивы и пропускаются на перекрёстке группами в нужных направлениях.
Сегодня такая система действует в гражданской (и не только, вот вам новый секрет!) авиации при посадке самолётов. «С технологической точки зрения сейчас нет никаких препятствий для реализации этой идеи», — подытоживает Санти. Автономные автомобили с искусственным интеллектом способны самостоятельно принимать решения на сложных перекрёстках и развязках, потому они предпочтительнее, хотя и необязательны. В целом движение на таких участках без светофоров замедлит скорость потока, однако в точках их соприкосновения будут исключены остановки и простаивания, а значит и перерасход топлива/энергии тоже уменьшится.
Единственное, что может помешать реализации — человеческий фактор. Получив рекомендацию по скорости и даже физическое ограничение нажатия на педаль газа («Bosch настаивает на «умных» педалях газа») не избавляют от риска, что водитель может повести себя неадекватно и намеренно нарушить ограничения системы, поскольку он всё ещё управляет автомобилем. Простое неподчинение ограничениям скорости или смена полосы движения, когда этого быть не должно, может привести к серьёзным неприятным последствиям. Поэтому вопрос исключительного исполнения рекомендаций системы и оснащения автомобилей соответствующими датчиками должен быть проработан на государственном уровне.
Эксперимент уже начнётся в ближайшие месяцы на северо-востоке США. Сперва это будут отдельные районы Бостона, а затем и более широкие географические просторы. MIT не собирается отступать от этой идеи ни на йоту.