Почему болит голова при просмотре 3D?

01 апреля 2015г.
Российские представители научного сообщества в сотрудничестве Лаборатории Компьютерной Графики ВМК МГУ, исследователями автостереоскопии из Финляндии, представителями технологических отделов крупнейших международных компаний и многих других приближенных к данной области людей провели очень важный для современного мира анализ стереоскопических фильмов, их особенностей в виде реальных измерений качества и прочих параметров. Результат оказался неутешительным — по официальной статистике 2% зрителей жалуются на головные боли при просмотре 3D-кино. Но в реальности эта цифра может быть куда больше из-за, как выяснилось, не самого лучшего качества 3D-контента.

Головную боль при просмотре стереоскопических анимаций и фильмов в кинотеатре, с помощью 3D-очков или устройств виртуальной реальности могут вызывать не особенности конструкции или техники, а именно сам контент. Точнее его не самое лучшее качество монтажа и режиссуры. Исследователи привели список наиболее часто встречающихся недоработок в фильмах: перепутанные каналы, излишний положительный и отрицательный параллаксы (слишком сильное сдвижение картинок для левого и правого глаз), нарушение ракурсов для каждого глаза, разный масштаб на левой и правой картинке, перспективные искажения, рассинхронизация кадров, расхождение в цветах, нарушение резкости для одного из глаз, неполноценность одного из кадров.

Как вы видите, нюансов очень много, от которых страдает в первую очередь наш организм, мозг и зрение. Примечательно, подобных масштабов в мире исследований до сих пор не было. И это первая серьезная работа в области 3D-контента, за что стоит выказать дань уважения авторам особенно в свете популяризации шлемов виртуальной реальности, где стереоскопия станет ключевым катализатором продаж.

Авторы исследования уже пишут вторую статью на тему 3D-контента. В первой части они представили свои доклады на тему кинематографического оборудования для съемки стереоскопических фильмов. Во второй части уделили внимание упомянутым ошибкам в монтаже, а также режиссерским недоработкам в виде слишком часто сменяющихся трехмерных сцен с разной глубиной или излишним акцентом на фокусировку зрения зрителя вместо того, чтобы привлекать этой уловкой его внимание в пассивной форме, как при просмотре 2D-фильма. Так или иначе, данный материал рекомендуется к обязательному изучению всем, кто интересуется 3D-картинкой.

Первая часть статьи «Почему от 3D болит голова: Недостатки оборудования»
Вторая часть статьи «Почему от 3D болит голова: Дискомфорт из-за качества видео»