Насколько преувеличен потребительский ажиотаж в России? Поиск действительности MobiDrive вместе с Яндексом

24 декабря 2014г.
В мире сейчас уже говорят о российском предновогоднем покупательском спросе, как о самом высоком в мире. В страну медведей и балалаек в срочном порядке оформляют визы иностранцы из Европейского Союза, США и Канады, для которых подешевевший на валютном рынке рубль создал уникальные условия для покупки — со всеми транспортными расходами им выгоднее приобретать электронику в Москве, Калининграде и Санкт-Петербурге. Если раньше петербуржцы и калининградцы за покупками ездили в пограничные страны Прибалтики и Скандинавии, то теперь происходит все наоборот. Продавцы медленно поднимали цены, но это не помешало росту ажиотажного спроса на протяжении всего декабря.

Экономическая ситуация в магазинах
Валютные спекуляции весь осенний период играли против рубля на фоне явных кризисных явлений в экономике России. Как правило, эксперты рекомендуют населению запасаться деньгами на период экономических потрясений, ибо специфика таких процессов циклична — за спадом следует подъем, за ним спад и так далее. Но люди опасались повторения сценария 1998-го года, когда пропали все сбережения граждан, а на оставшиеся нельзя было купить ничего ценного. Поэтому в обществе проявился импульс самосохранения с учетом опыта прошлого — скупать все, что можно в случае серьезных потрясений в экономике продать или обменять. Ведь на бумажные «фантики», которые могут враз обесцениться, телевизором уже не запасешься.Однако мало, кто среди населения учитывает такой показатель в цикличном спектре, как тренд. Дело в том, что экономика России в 2014-м году основательно отличается от ситуации 1998-го и значительно окрепла к настоящему моменту. Сейчас никто из экономистов не сомневается в ее потенциалах. Посудите сами, даже варварские набеги людей на магазины лишь на период ожидания поставок со складов опустошили витрины. Цены вновь выравниваются, закрепившись на пике только для тех товаров, которые попросту не успевают привезти сами производители — никто не ожидал такого мощного спроса тем более в России, где потребители весьма консервативны и к новогодним праздникам ежегодно тратят примерно одинаковые суммы.

Арт-композиция «Пустые полки». Dreamstime.com
Что говорят цифры? Рекорд, но не такой крутой
Но что же происходит на самом деле? Не приукрашивают ли в СМИ действительность, может быть не все так масштабно, как об этом говорят? В России существует только одна компания, способная рассказать нам подробности, опираясь на факты — и это владелец агрегирующей системы Яндекс.Маркет. Сегодня были опубликованы сводки с покупательской активностью за период с 29 сентября по 23 декабря. Что пользовалось наибольшим спросом, и где продавцы, так сказать, перебдели с повышением цен? — все это демонстрирует подробный график.

Компания Яндекс опирается не только на посещаемость, но и на переходы в магазины. Как известно, посетители системы Яндекс.Маркет — это готовые к покупке реально существующие люди, а не роботы от других агрегаторов и не зеваки, проходящие мимо или случайно зашедшие. Такой посетитель либо готовится к приобретению товара, либо уже ищет возможность его купить здесь и сейчас. Поэтому статистике Яндекса можно доверять, как зеркалу действительности, происходящей и в обычных маркетах с потребительской электроникой.Агрегатор зафиксировал наибольший интерес к покупкам 17 декабря — это рекорд системы за все время с практически 3,5 миллионами заинтересованных в покупке переходов. Период наиболее ажиотажной посещаемости длился с 16 по 19 декабря. В последующие дни интерес снижался до 2,5 миллионов посещений, что все равно выше, чем в осенний период (разница с некоторыми днями достигает порядка 40%). В целом по сравнению с 2013-м годом разница может показаться не такой большой, чтобы поднимать шумиху в СМИ — всего 18%, но для экономики это значительный приток денег. В Республике Беларусь президент Лукашенко уже иронично поблагодарил население за его личный вклад в повышенные на волне ажиотажа налоговые сборы с ритейлеров.

Неоправданное подорожание телефонов?
Яндекс демонстрирует мощный рост интереса к бытовой технике высокой ценовой категории: большие телевизоры, холодильники, стиральные машинки и так далее. Об этом нам говорят и в СМИ. Объясняется поведение тем, что на такую технику длительная гарантия, она медленно теряет в цене и относительно быстро продается на барахолках. Если цены продолжат расти, то можно даже заработать на спекулятивной марже — такова логика перекупщиков. Хотя в том есть небезосновательные сомнения, ведь для нынешнего роста цен и обесценивания рубля слишком мало экономических причин, ситуация искусственно раздута и обязательно вернется к базовым значениям в ближайшие три-четыре месяца.

Но вот, что любопытно из статистики Яндекса — смартфоны не вошли в категорию ажиотажной продукции. Их покупают (как и планшеты, впрочем) в привычном темпе. b регистрирует даже некоторое снижение спроса из-за перестраховки производителей путем повышения цен. Apple уже отметилась 50%-ми подорожаниями для того, чтобы в России ее запасы не истощались в пользу «долларовых» перекупщиков из Финляндии и Прибалтики. Вслед за «яблочной компанией» нивелировала разницу в курсах валют размером в 15% и Samsung. Ее примеру поддались Nokia, LG и китайские вендоры Lenovo, Huawei и другие азиатские поставщики, включая HTC и Sony — их рост в среднем варьируется между 5% и 13%. В связи с этим покупатели обращают все чаще свой взор на бюджетные решения, коих в России за 2014-й год скопилось немало благодаря доступности флагманских коммуникаторов и планшетов в первом полугодии.Вердикт
Поэтому мы можем сказать, что Apple, находясь в центре мирового внимания с шестым поколением iPhone, справедливо подняла цены на период «дешевого рубля» до поры восстановления локальной валюты. Оправдано повышение на 15% и у других иностранных вендоров, которые оберегают себя от возможного дефицита и резкого расхождения фактических доходов с плановыми под конец года. Однако ритейлеры к тому добавили и частичку своей жадности, от которой цены зачастую на прошлогодние гаджеты поднимались в 1,5-2 раза. Тем самым сетевики нарабатывали себе «жирок» для периода январского и февральского покупательского «затишья». Хотя зачастую они делали это нечестно — несправедливо навязывали клиентам дорогостоящие аксессуары в качестве обязательного дополнения к смартфону или планшету. Были зафиксированы случаи продажи б/у устройств под видом новых. Теперь же многие из тех, кто завысили цены в середине декабря принимаются делать яркие вывески с надписью «SALE» — до Нового Года остались считанные дни.

Подробный отчет Яндекс.Маркет регистрирует.