Лейтмотивом новой версии Android N затевается технология Google Daydream — виртуальная реальность для мобильных устройств. Для Daydream поставлена задача открыть для всех нас необъятное раздолье для творчества, развлечений и даже решения профессиональных задач при помощи искусственных миров и осязаемых интерфейсов.
На конференции Google I/O 2016, которая состоялась в мае, было уделено особое внимание докладу о влиянии зарождающейся VR-отрасли на мобильные устройства. Публика с интересом просвещалась преимуществами новейшей платформы. С релизом Android N грядущей осенью Daydream предстоит сменить Google Cardboard. Усовершенствованная технология проложит рельсы для всех начинаний в этой области. Там и помчат локомотивы с мобильной виртуальной реальностью от всевозможных партнёров Google. Некоторые компании уже «купили» себе билет, чтобы поучаствовать в проекте.
Какие у технологии перспективы? Чем она может быть интересна обычному пользователю? Отличается ли от Oculus Rift? Может быть пора начинать откладывать деньги?
Как Google вовлеклась в гонку виртуальной реальности?
В отличие от трендовых носимых гаджетов, виртуальная реальность имеет потенциал масштабом с целый рынок смартфонов. VR-шлемы пока находятся в такой же стадии зарождения, как когда-то первые в мире коммуникаторы. Применению этим устройствам нет предела, причём в любых формах потребительской электроники. Медленно, но верно виртуальная реальность будет становиться всё более развитой, популярной и востребованной. Поспособствуют тому сами пользователи — им достаточно поделиться своим опытом с друзьями и рассказать окружающим о впечатлениях.
Поэтому основа VR-технологий — игры. Мозг с лёгкостью верит в проецируемую для каждого глаза картинку. Она будто «щекочет» человеческие сенсоры, что отвечают за удовольствие. Нет более прекрасного развлечения, чем виртуальная реальность. И это правда! Не просто так, например, игровое подразделение Sony сегодня инвестирует баснословные суммы в PlayStation VR.
Когда Палмер Лаки представил концепцию Oculus Rift, новинкой заинтересовались и поставщики медиаконтента. Фильмы в формате VR, панорамы, да много ли чего ещё… С помощью компактных и автономных смартфонов, помещаемых внутрь картонных коробок Google Cardboard, зрители уже испытали густоту впечатлений от погружения с головой в альтернативные миры. Проект оказался таким успешным, что теперь интернет-гигант ищет способы усовершенствовать его. Android N и Daydream — это эволюционный шаг в данном направлении.
Аналитики из IDC прогнозируют весьма впечатляющие границы будущего:
Мировые поставки шлемов виртуальной реальности значительно усилятся в 2016-м году с общим объёмом в 9.6 миллионов устройств. Во главе ключевых продуктов будут аппаратные средства от Samsung, Sony, HTC и Oculus VR. Они образуют оперативные доходы в размере 2.3 миллиарда долларов к концу 2016-го.
А уже к 2020-му году объём этих устройств возрастёт до 110 миллионов единиц, утверждается в том докладе. Правда, в цифру включены ещё и гаджеты дополненной реальности (AR) — то есть всевозможные электронные очки со встроенной камерой, проекторы окружающей действительности для помещений и так далее. Но их доля в целом невысока в сравнении с виртуальной реальностью (VR).
Так, например, вице-президент IDCТом Майнелли (Tom Mainelli) уверен, что главные производители игровых шлемов виртуальной реальности (троица Oculus Rift, HTC Vive и Sony PlayStation VR) за 2016-й год осилят в общей сложности порядка 2 миллионов единиц товара. Такое положение дел, разумеется, очень интересует производителей VR-контента — ведь все владельцы этих устройств технологически продвинутые клиенты, притом очень платёжеспособные!
Было бы неправильно пропустить такие события мимо своих цепких лап, если ты одна из крупнейших IT-корпораций в мире, правда? Вот и Google непременно ударилась в гонку со своим проектом Daydream. Его главное отличие от картонных предшественников Cardboard — более высокая планка качества впечатлений, а значит повышенные аппаратные и технические требования.
Гарнитура Google Cardboard
У VR-гарнитуры Daydream есть эталонный (или референсный) дизайн. Он предусматривает непосредственно корпус для инсталляции смартфона и совместимый контроллер. Поддержка осуществляется на устройствах сторонних производителей, которые должны быть «Dyadream Ready» — то есть подготовлены для тандема с виртуальной реальностью Google и работать на базе Android N. Впрочем, компании могут и сами предлагать соответствующие устройства с фирменным дизайном.
Google Daydream: что это за зверь такой?
Daydream включает в себя и аппаратные, и программные технологии. До мелочей спроектированный этап эволюции Google Cardboard двухлетней давности. По ожиданиям разработчиков, до начала 2018-го года разработка должна обрести мировую известность и широчайшую популярность среди владельцев смартфонов.
Пока проект находится в стадии разработки. Его активируют с релизом Android N в ближайшие несколько месяцев. Для того, чтобы задействовать Daydream на смартфоне с предустановленной Android N необходимо наличие определённого набора датчиков и специальных дисплеев. Аппаратную поддержку в своих устройствах готовят Samsung, LG, Huawei, Xiaomi, ZTE, HTC, ASUS и Alcatel. Не позабыта и фирменная линейка Nexus от самой Google.
На примере Huawei, одной из первых присоединившихся к проекту компаний, мы можем судить о том, как именно происходит подготовка. Google расписала процесс следующим образом: «Huawei представит устройства с поддержкой Daydream, в которых применят новейшие наборы микросхем Huawei Kirin и Qualcomm Snapdragon. У компании будут как смартфоны с “Daydream Ready”, так и VR-гарнитуры, и контроллеры. Всё это следует ожидать в конце 2016-го года».В итоге мы получим смартфон «Daydream Ready», который необходимо поместить внутрь гарнитуры виртуальной реальности Daydream VR (как и в случае с Samsung Gear VR), чтобы в дальнейшем этой «реальностью» управлять через специальный Daydream Controller. Получившаяся связка — предельно эффективная экосистема с высочайшим уровнем производительности при наличии специальных VR-интерфейсов и широкой функциональности Android N.
Google Daydream: как это работает?
Режим виртуальной реальности будет «зашит» в самой операционной системе Android N. При его активизации пользователь получит доступ к VR-контенту в YouTube или Netflix, а также к специальным приложениям в Google Play или даже из сторонних магазинов. Примечательно, что интернет-гигант обещает избавить игроков от навязчивого доната в VR-играх. Он мотивирует разработчиков на создание больших и красивых форм развлечений.
Разумеется, для всего этого вам необходима наголовная гарнитура. Но пока неясно, как дорого обойдётся её покупка. Если взглянуть на похожий продукт Samsung Gear VR, то его стоимость составляет 99 долларов (в России 10 990 рублей). В цену входит только сама гарнитура. За отдельную плату потребуется совместимый дорогостоящий смартфон. Вполне вероятно, что Google подрежет такие высокие цены, чтобы сделать Daydream сверхпопулярной технологией.
Google Daydream: что за контроллер?
Для управления виртуальной реальностью необходим внешний манипулятор. В играх без него никак не обойтись. Такого аксессуара очень не хватало во многих ранних VR-гарнитурах. В Daydream пока предусмотрен контроллер в эталонном дизайне. Предполагается, что партнёры Google будут использовать его в качестве фундаментальной основы, надстраивая свои смелые идеи. Но до сих пор ни один из производителей ещё не поделился своими планами относительно манипуляторов для Daydream.
Google Daydream: что можно делать с ним?
Купив наголовную гарнитуру и подходящий смартфон, вы можете получить доступ к экосистеме Daydream VR. Она включает в себя большое количество приложений в специально адаптированных для виртуальной реальности версиях: YouTube VR, Google Street View, Google Play Market, Google Play Films, Google Photo. Интернет-гигант подтвердил, что модификацию интерфейса получит сервис Netflix. К нему в течение последующих нескольких месяцев присоединятся Ubisoft, Epic Games и другие крупные компании, издательства.
Google Daydream: когда оно придёт в каждый дом?
Игры, панорамное кино, 360-градусные видеоролики, прогулки по виртуальным моделям городов, просмотр фотографий с эффектом присутствия… Возможностей применения Daydream так много, что Google даже ни на секунду не сомневается в массовом успехе технологии. Но пока очень сложно сказать, когда все начнут пользоваться этим — через 10 лет, может через два года? В то же время, мир постоянно меняется. Трудно сейчас представить, что, например, YouTube стал по-настоящему популярным лишь шесть лет назад!
Может быть Google Daydream — это просто попытка вытянуть деньги из моего кошелька?
Вполне очевидно, что смартфон и VR-гарнитура — вещи куда менее дорогостоящие, более лёгкие и простые в использовании по сравнению со шлемом виртуальной реальности Oculus Rift и монструозным игровым компьютером в паре с ним. Поэтому Google ничуть не приукрашивает масштабы потенциала Daydream. Ведь его цель вполне лаконична и понятна — создать единую демократичную платформу для мобильного VR.
Очень многие компании поддержали проект Google. Уже нет опасений за то, что он может провалиться, либо контента будет слишком мало… Вбейте только в поисковую строку YouTube запрос «360 video» — более 20 миллионов видеороликов. Прибавьте к тому возможность посмотреть традиционное 2D- или даже 3D-кино у себя дома на экране размером с космический корабль. Или поиграть в какую-нибудь интересную игру с потрясающим эффектом присутствия. И для этого не потребуются, например, продавать свою почку!
Google до мозга костей убеждена, что Android N, совместимые с Daydream смартфоны и фирменные разработки партнёров превратят задумку в массовое явление, каким сегодня стала мобильная связь, Интернет или социальные сети.